Логин:   Пароль:  

Соцсети






Автор:
Написал: Amro Дата: 24-Мар-2010
Уже в древности появились первые приспособления, при помощи которых поднимали и передвигали большие тяжести, приводили в действие осадные орудия (тараны) и т. д. Все эти приспособления служили для того, чтобы вызывать такие движения, при которых необходимо      преодолевать большие силы (например, при подъеме тяжелого груза — его вес). Для этого силы, развиваемые приспособлениями, должны хотя бы в начале движения, превосходить силы, противодействующие движению. Но если движения, вызываемые приспособлениями, происходят медленно и если силы трения достаточно малы, то можно считать, что роль этих приспособлений сводится к тому, чтобы уравновесить большие силы, противодействующие движению. Иными словами, можно считать, что силы, развиваемые приспособлениями, должны быть равны по величине и противоположны по направлению силам, противодействующим движению. Все такие приспособления называют простыми машинами. Таким образом, вопрос о действии простых машин сводится к определению условий, при которых простая машина находится в равновесии.

Одной из наиболее распространенных простых машин является уже рассмотренный нами рычаг; рычаги часто применяются во всевозможных машинах и механизмах. Равновесие рычага наступает при условии, что отношение приложенных к его концам параллельных сил обратно отношению плеч и моменты этих сил противоположны по знаку. Поэтому, прикладывая небольшую силу к длинному концу рычага, можно уравновесить гораздо большую силу, приложенную к короткому концу рычага. Подложив под тяжелое тело рычаг с очень длинным вторым плечом (рис. 139), можно приподнять тело, приложив силу, во много раз меньшую, чем вес тела. Можно сказать, что рычаг — это «преобразователь» силы: малая сила f, приложенная к концу длинного плеча, вызывает большую силу F\' на конце короткого плеча. Мы получаем «выигрыш в силе».



Рис. 139. Применение рычага. Сила, приложенная человеком, меньше силы F\', действующей со стороны рычага на груз.

Тачка — это тоже рычаг (рис. 140). Сила тяжести груза Р приложена гораздо ближе к оси колеса тачки (которая в этом случае играет роль оси рычага), чем сила, действующая со стороны рук человека. Поэтому человек может приподнять на тачке такой груз, которого он прямо руками поднять не в состоянии. Сила, действующая со стороны рук человека, должна быть направлена вверх, чтобы создаваемый ею момент относительно оси рычага был противоположен моменту силы Р.



Рис. 144. а) Двойной блок, б) Схема двойного блока.



Рис. 145. Вертикальный ворот (кабестан).

Некоторым видоизменением двойного блока является ворот, который применяется, например, для подъема воды из колодцев, а также кабестан (вертикальный ворот), применявшийся раньше для подъема якорей на судах, когда этот подъем производился вручную (рис. 145). Спицы кабестана играют ту же роль, какую играет блок большего диаметра в двойном блоке.

Следовательно, условия равновесия для ворота такие же, как и для двойного блока, но вместо радиусов меньшего и большего блоков должны быть взяты соответственно радиус барабана и длина спицы, считая от оси до места приложения силы. Так как длину спиц можно сделать во много раз большей, чем радиус барабана, то ворот позволяет уравновешивать силы, во много раз большие, чем те, которые приложены к спицам.

Широко используются в технике также различные типы сложных блоков — полиспасты. Принцип действия таких сложных блоков следующий (рис. 146). Две группы блоков насажены каждая на общую ось так, что каждый из блоков может вращаться вокруг этой оси независимо от других блоков группы. Одна группа образует неподвижную, а другая — движущуюся часть сложного блока. Веревка пропускается поочередно через блоки одной и другой группы и закрепляется одним концом на обойме неподвижной группы. Если к свободному концу веревки приложить силу F, то натяжение всех частей веревки будет равно этой силе (трением во всех блоках мы, как и прежде, пренебрегаем). Каждый кусок веревки между блоками будет действовать на движущийся груз с силой F, а все куски веревки будут действовать с силой nF, где n — число отдельных участков веревки, соединяющих обе части блока, или, что то же самое, общее число блоков в движущейся и неподвижной частях. Поэтому сила F, приложенная к концу веревки, уравновесит  приложенную  к  подвижной части блока силу nF, где n—общее число блоков.



Рис. 146. Полиспаст.

Дифференциальный блок состоит из двойного блока и одного простого блока и использует бесконечную цепь (рис. 147, а). Чтобы цепь не скользила по блокам, в них делают углубления для звеньев цепи. На рис. 147, б показана схема сил для дифференциального блока. Условие равновесия есть

F1R=1/2F2(R - r).

Мы видим, что в условие равновесия входит разность радиусов двух блоков. Поэтому система и названа дифференциальным (разностным) блоком.

Во всех рассмотренных случаях применения простых машин   на   первый   план   выдвигался вопрос,   как при помощи небольших сил сообщить хотя бы медленное движение телу, несмотря на противодействие значительных сил (например, подъем вручную тяжелого якоря). Мы достигали этого «выигрыша в силе», действуя с некоторой силой на длинный конец рычага, на свободный конец веревки полиспаста и т. д. Нетрудно видеть, что при этом другой конец рычага или подвижная группа блоков в полиспасте продвиглась на соответственно меньший путь.

Если, например, применять при подъеме груза полиспаст с п блоками, то можно ограничиться силой, в n раз меньшей, чем вес груза, но зато- свободный конец веревки должен быть за время подъема перемещен на путь, в n раз больший, чем путь поднимаемого груза (так как каждый из участков веревки между блоками укорачивается на длину этого пути), т. е. груз движется со скоростью, в n раз меньшей, чем скорость рук тянущего человека.



Рис. 147. а) Дифференциальный блок. б) Схема дифференциального блока.

В современной технике, однако, нередко встает вопрос о получении значительной скорости перемещения. В этих случаях надо применять простые машины так, чтобы перемещаемая часть была связана с длинным концом рычага, свободным концом веревки полиспаста и т. д. При этом, конечно, требуется применять силу, в соответственное число раз большую, чем   сила,   противодействующая движению.

Например, шатун паровой машины паровоза давит с большой силой на короткое плечо кривошипа, сообщая точкам обода колеса большую скорость (рис. 148).



Рис. 148. Кривошипный механизм паровоза. Скорости точек обода больше скорости,  сообщаемой  подшипнику А шатуном, соединенным с поршнем.






Похожие страницы :

  • Нет Похожих Страниц
Комментарии: (0) Рейтинг:
Пока комментариев нет
2006-2015г. © Научно-Образовательный портал "Вся Физика"
Копирование материалов с данного сайта разрешено, при условии наличия ссылки на ресурс "Вся Физика"
Страница создана за 0.033 секунды