Мозг. Русская теория

Сериал-тема
Автор
Сообщение
Антонов В.М.
#23227 2016-02-11 07:06 GMT

57. Настойчивость и уступчивость

На первый взгляд можно подумать, что настойчивость и уступчивость – две противоположные черты характера человека. Такими же кажутся нам противоборство и согласие, возражение и одобрение, негативизм и позитивизм и, наконец, просто – «нет» и «да».

На самом же деле присутствуют только настойчивость, противоборство, возражение, негативизм и просто – «нет», а противостоящие им уступчивость, согласие, одобрение, позитивизм и просто – «да»,- это всего лишь отсутствие первых. Как темнота – это не особые лучи, а отсутствие света, как холод – это не особые холодные движения молекул, а отсутствие движений вообще.

Для того, чтобы настоять на своём или возразить (или хотя бы сказать «нет»), требуется определённое напряжение воли. Куда как проще (менее затратно) согласиться и сказать «да». Напряжение воли само собой не возникает; оно может порождаться только под воздействием определённых эмоветоров, и выражается оно в повышении тонуса работы сердца, лёгких и других органов.

Следовательно, в мозге человека имеется определённая железа, которая отвечает за настойчивость и возражение и которая формирует эти качества. Точнее сказать, она создаёт такое состояние организма (сердцебиение, глубокий вдох и прочее), которое порождает (буквально – диктует) негативизм и самоволие. Чем больше выбросов эмоветоров этой железы, тем настойчивее и неуступчивее становится человек.

Следует иметь в виду не только производительность этой железы, но и момент включения её в работу; она может включаться в действие, а может и не включаться; всё зависит от выводов, сделанных человеком на основе своего мышления. В частности, негативизм возникает не автоматически в соответствии с ситуацией (не ситуация его порождает), а как результат проявления воли.

Если железа возражения (назовём её так) – слабая, малопроизводительная, то и возражение – слабое, легко преодолимое. Встречаются и такие люди, у которых такая железа почти полностью отсутствует. Эти люди не способны возражать вообще; не способны они и настаивать на своём.

Очень трудно возражать (настаивать) и тем людям, у которых слабое или больное сердце. Для них настаивание на своём, возражение или даже сказать «нет» - непосильная задача. Они крайне болезненно реагируют на всякую внешнюю попытку принудить их к чему-либо.

Железа возражения появилась в мозге человека не сама собой в результате самопроизвольной эволюции, а по замыслу Творца. Какая цель при этом преследовалась?

Наши предположения могут быть самыми разными, но одно несомненно – какой-то смысл и, может быть, значимый и серьёзный в необходимости проявления настойчивости, противоборства, несогласия, возражения и простого отказа всё же есть.

Антонов В.М.
#23232 2016-02-12 06:45 GMT

58. Черты характера

Эмоции определяются соответствующими состояниями сердца, лёгких и других внутренних органов; сколько таких отличительных состояний, столько и эмоций. Изменяют состояния внутренних органов (в основном сердца) специфические жидкости (эмоветоры), вырабатываемые железами головного мозга. Каждая железа вырабатывает свой эмоветор и определяет проявление своей эмоции. Следовательно, сколько имеется эмоционных желёз, столько и эмоций.

Способность проявлять ту или иную эмоцию принято называть чертой характера. Другими словами, наличие определённых желёз и их продуктивность определяют характер человека. Связь черт характера с проявляемыми эмоциями – вполне определённая.

Примеры. Обида – эмоция, а обидчивость – черта характера; восторг – эмоция, а восторженность – черта характера; откровение – эмоция, а откровенность – черта характера; каприз – эмоция, а капризность – черта характера.

Некоторые эмоции звучат также, как черты характера (хотя смысл у них – разный). Так трусость можно расценивать и как конкретное состояние человека (тоесть как эмоцию) и как его потенциальную склонность. Добродушие можно отнести к конкретному состоянию человека и к его доброму отношению вообще ко всему.

Если подходить к определению черт характера формально, то можно говорить о соответствии числа черт числу эмоций и, даже точнее, - числу эмоционных желёз: сколько тех, столько и других.

Однако на практике такого строгого соответствия никто никогда не выявлял: эмоции фиксировались сами по себе, а черты характера обнаруживались сами по себе. И поэтому нет никакой таблицы, отражающей однозначную связь конкретной черты характера с конкретной эмоцией.

Более того, человек способен скрывать как свои эмоции, так и свои черты характера. Но это не значит, что их нет вообще. Чаще всего, правда, люди не скрывают их, а подавляют в разной степени, тоесть сдерживают себя усилием своей воли.

Подводя итог, можно утверждать, что черты характера имеют материальную основу (они не являются отражением виртуальных волевых начал), и такой основой являются эмоционные железы. А если это так, то черты характера следует отнести к разряду врождённых особенностей человека.

Антонов В.М.
#23234 2016-02-13 06:16 GMT

59. Наклонности и влечения

Совсем иная природа наклонностей и влечений человека: они – не врождённые, а навыковые. Кто-то предпочитает заниматься одним делом и увлекается им; кто-то выбирает другое. В этом и состоят наклонности и влечения.

В раннем возрасте (в школьные годы) наклонности, как правило, ещё не проявляются, но у взрослого человека всегда можно обнаружить влечение к чему-либо. Это может быть любимое физическое занятие, или любимая тема размышлений, или склонность заниматься музыкой, изобразительным искусством; некоторые люди увлекаются садоводством, разведением домашних животных; кто-то ударяется в мечтательность… Короче говоря, сколько людей, столько и интересов.

Особенно выразительны наклонности и влечения у выдающихся людей: у учёных, у писателей, у композиторов, у изобретателей, у чемпионов спорта. Они уделяют своему делу непомерно огромное внимание и потому достигают больших результатов. Принято считать, что у всех у них влечения сопряжены с исключительными природными задатками, тоесть с врождённым талантом.

Может быть и так, но, вникая в механизмы зарождения и развития наклонностей, приходится сознавать, что не природные данные лежат в основе их, а непонятно как возникающее влечение. Не врождённый талант определяет наклонности человека, а, наоборот, наклонность формирует его способности.

Начинается всё с выбора предпочтительной темы размышления, той темы, которая приносит наибольшее удовлетворение. Ход мыслей этой темы закрепляется ростом проводимостей соответствующих синапсов большого мозга. С этого момента мысль человека всё чаще будет скатываться на проторённый путь; всё чаще человек будет думать на выбранную тему.

А далее включается в работу механизм трёхступенчатого управления: мышление => срабатывание мимических мышц => срабатывание двигательных мышц. И чем чаще, чем интенсивнее будет срабатывать этот механизм, тем более успешно будет выполняться любимая работа и тем ускореннее будут расти и развиваться те пути мозга и всей нервной системы, которые задействованы в такой работе. Именно этим можно объяснить укрупнение тех участков мозга, которые соответствуют избранным наклонностям человека и его влечениям.

Наибольшего развития получают наклонности тогда, когда они подкрепляются врождёнными задатками: лучшей системой очувствления, большим числом дублирования сенсонейронов, большей продуктивностью. эмоционных желёз.

Но вот на вопрос: когда, как и какие из наклонностей возникают у человека? – сказать определённо нельзя. Скорее всего – это результат случайности.

И трудно сказать что лучше: то ли преднамеренное формирование наклонностей и влечений у людей (если бы такое оказалось возможным), то ли надо полагаться на случайный выбор.

Так или иначе, но на практике оказывается, что на всякое дело находятся охотники.

Антонов В.М.
#23236 2016-02-14 05:17 GMT

60. Мораль и нравственность

Из справочника:

«Мораль – правила нравственности, а также – сама нравственность. Нравственность – правила, определяющие поведение; душевные и духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.»

Если бы человек в своей жизни руководствовался исключительно врождёнными (животными, звериными) инстинктами, мир сейчас был бы иным. Но Высший Разум наделил его волей, и эта воля противостоит инстинктам. Более того, в самом человеке заложена очень малая часть инстинктов; и это – не случайность. Их (инстинкты человека) даже не дополнили навыками, а заменили ими.

Навыки человека можно поделить на формируемые обстоятельствами (такие как умение ходить, плавать, пользоваться орудиями труда, управлять машинами) и на общественно значимые (такие как правила общения друг с другом, запреты, традиции).

Общественно значимые навыки и составляют нравственность. Они вырабатывались веками, тысячелетиями; переходили из поколений в поколения и дошли до нас.

Особую роль в формировании общечеловеческой нравственности сыграли культовые движения: язычество, буддизм, христианство, ислам.

Формула нравственности предельно проста: живи сам и дай возможность жить другим. Это касалось прежде всего семейных и близких отношений, но и распространялось на общественные отношения. Даже войны раньше велись не с целью истребления неприятеля, а с желанием потеснить его; и всего лишь. И только Двадцатый век с его формулой безоговорочной капитуляции поверженного врага отбросил человечество в смысле нравственности далеко назад. Неприятеля сначала превратили в противника, а затем и во врага.

Из анализа процесса возникновения и развития нравственности вытекает подозрение – не была ли она главной целью (наравне с познанием), достигаемой с помощью мышления, с помощью мыслительного мозга, подаренного человеку? Не был ли человек тем объектом, который должен внедрить в мир всего живого благоразумие и порядок? Чтобы противопоставить стихии и царству инстинктов нравственное начало.

Антонов В.М.
#23238 2016-02-15 06:30 GMT

На этом сериал-тема «Мозг. Русская теория» завершается.

Благодарю всех, кто решил ознакомиться с данной темой.

С уважением Антонов Владимир Михайлович

Антонов В.М.
#23247 2016-02-18 10:43 GMT

Наиболее распространёнными объяснениями работы мозга в настоящее время можно считать чисто биологическое (в частности на основе ретикулярной формации) и в виде нейронных сетей.

Вот как представляется ретикулярная формация в школьном учебнике.

Ретикулярная формация

Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа. 2002.

«В значительной части ствола [мозга] сосредоточено множество нервных клеток с сильно развитыми отростками, которые образуют густую сеть. Отсюда и возник термин «ретикулярная формация» - сетевое образование…

Какое влияние оказывает ретикулярная формация на деятельность коры большого мозга? Правильнее говорить об их взаимном влиянии, круговой связи: кора – ретикулярная формация – кора. Из сетевого образования мозг получает сильные импульсы возбуждения. На полную мощность работает эта своеобразная электростанция мозга, когда человек активно трудится, мыслит или охвачен эмоциями.

Импульсы, которые идут от органов чувств, тоже передаются в ретикулярную формацию, где происходит как бы накопление возбуждения.

Можно сказать, что ретикулярная формация способна возбуждать все отделы мозга: она всё время возбуждена и как бы заражает их своим возбуждением.»