Евгений Беркович. Альберт Эйнштейн в кино и в жизни. О сериале.

Автор
Сообщение
Пиотровский
#38739 2020-07-29 19:04 GMT

Евгений Беркович. Альберт Эйнштейн в кино и в жизни. О сериале Гений, 2017 г.

 


http://7i.7iskusstv.com/y2020/nomer7/berkovich/

Что можно сказать в целом о сериале с точки зрения историка науки. Сценарий фильма есть, так сказать, вторая производная исходной информации. Он писался по книге Уолтера Айзексона [Айзексон, 2016], который сам многие первоисточники в глаза не видел, поэтому насажал в книге немало ляпов. Например, он пишет про Первый Сольвеевский конгресс 1911 года, что Эйнштейн был самым молодым участником. Но это не так – самым молодым был Фредерик Линдеман, будущий советник Черчилля по науке. Про знаменитый Пятый Сольвеевский конгресс, не раз упомянутый в этих заметках, Айзексон пишет, что он открылся докладом Нильса Бора, в то время как датский профессор выступал в общей дискуссии в предпоследний день конгресса. Совершенно очевидно, что Айзексон в глаза не видел ни программы, ни трудов этих конгрессов. Сценаристы, в свою очередь, определяя драматургию фильма, добавили новые ошибки. Для художественного фильма или романа это не страшно. Не мучает же нас несоответствие истории некоторых эпизодов «Трех мушкетеров». Известно, что для Дюма история – только крюк, на которые он вешал свои картины. Но в фильме о «человеке тысячелетия», каким был признан Эйнштейн в 2000 году, научные и исторические ляпы выглядят обидно.

Часто создатели фильма специально идут на нарушение исторической правды, думая усилить художественное воздействие произведения. Горький урок этого сериала состоит в том, что результат такой вольности часто оказывается обратным – отступление от правды истории делает произведение таким же нелепым, как глубокий снег в августе четырнадцатого.