На Марсе обнаружены следы некогда существовавшего ручья

По сообщениям NASA, на поверхности Марса обнаружены следы древнего ручья, который существовал некогда в том районе, где сейчас проводятся исследования при помощи марсохода Curiosity. На полученных снимках астрономы сумели рассмотреть части конгломерата, который был образован, судя по всему, сцементированными слоями грунта, который залегал на самом дне ручья. В истории исследования Красной планеты это единственный случай, когда на планете были найдены образцы именно таких отложений.

По форме и размерам зерен породы ученым удалось установить не только глубину марсианского водоема, но и скорость течения. Так, по словам одного из исследователей, Уильяма Дитриха, который входит в состав группы ученых, работающих с марсоходом Curiosity, скорость течения составляла не менее 0,9 м/с, а глубина ручья, если сравнивать ее с пропорциями современного человека, могла колебаться где-то от бедра до лодыжки. Уильям Дитрих также отметил, что ранее было проведено множество исследований марсианских каналов, написано большое количество научных трудов по этому поводу и выдвинуто несколько гипотез о происхождении этих объектов. Однако только сейчас ученые действительно наткнулись на нечто очень интересное – речь идет о том, что на Красной планете обнаружены образцы гравия, который, без всякого сомнения, был принесен водой.

Напомним, что аппарат Curiosity приземлился на Красную планету 6 августа этого года. Стыковка с Марсом произошла в Южном полушарии в районе кратера Гейла. Образцы грунта были обнаружены во время экспедиции марсохода между северным валом кратера Гейла и основанием горы Маунт-Шарп в самом его центре. На спутниковых снимках отчетливо видно, что примерно в этом районе находится конус выноса гравийных пород, которые попали сюда вместе с током воды, которая протекала в пойме ручья, находившегося в вале кратера.

Размер зерен сцементированного гравия оказался неоднообразным и варьировался от размера обычной песчинки до размеров мяча для игры в гольф. Форма отдельных зерен породы также неоднородна – встречались как зерна угловатой формы, так и округленной, обкатанной водой, формы. Такие параметры структуры сцементированного гравия указывают на тот факт, что порода не была принесена ветром, а попала в зону исследования марсохода Curiosity вместе с током воды. В дальнейшем ученые планируют произвести химический анализ образцов породы, чтобы получить представление о геологическом строении вала кратера, а также о месте, откуда гравий мог быть занесен.