Обнаружены метановые озера вблизи экватора Титана

После детального изучения снимков поверхности Титана в области экватора группа американо-бразильских ученых обнаружила метановые озера, площадь большинства из которых составляет несколько сотен квадратных километров. Снимки планеты были получены при помощи космического зонда «Кассини», который оснащен спускаемым модулем «Гюйгенс».

Отметим, что Титан является крупнейшим спутником Сатурна. Впервые этот космический объект был открыт нидерландским ученым Христианом Гюйгенсом в середине XVII века. В 2005 году к поверхности спутника приблизился спускаемый модуль «Гюйгенс», доставленный к спутнику космическим зондом «Кассини». Еще до обнаружения метановых озер на поверхности Титана удалось найти крупные метановые озера, состоящие из жидкого углеводорода, в области южного полюса спутника, а также метановые реки, протекающие в области экватора.

Однако недавно ученых заинтересовали странные пятна, расположенные в экваториальной части Титана. Эти пятна присутствовали практически в каждой серии снимков и по размерам занимали примерно 0,05% площади рассматриваемого участка.

Чтобы выяснить, что обозначают пятна на поверхности Титана, астрономы прибегли к вычислениям по методике альбедо. Альбедо – это величина, характеризующая отражательную способность, по которой можно определить химический состав объекта, его температуру и некоторые другие параметры. Именно благодаря методике альбедо ученые имеют возможность распознавать тип материи на самых далеких космических объектах.

Поскольку атмосфера Титана является весьма плотно, то для вычисления точного значения альбедо были задействованы сразу два аппарата – зонд «Кассини» и модуль «Гюйгенс». Сопоставив полученные результаты с результатами исследований озера Онтарио, расположенного недалеко от полюса, ученые пришли к выводу, что данные по обоим наблюдениям абсолютно идентичны – пятна на поверхности Титана действительно являются метановыми озерами.

Экваториальные озера несколько отличаются от полюсных. Размер экваториальных озер составляет порядка 1-2 тыс. кв. км, в то время как озеро на полюсе имеет площадь около 20 тыс. кв. км. Также экваториальные озера не содержат в своем составе такого количества пропана и этана, как озеро Онтарио.

По предположениям ученых обнаруженные метановые озера имеют глубину не более метра, что подтверждается абсолютно черным цветом объектов на снимке. При наблюдении с борта космического аппарата лишь довольно большая толща метана может давать такой темный оттенок. Астрономы убеждены, что метановые озера подпитываются прямо из недр спутника, однако это гипотезу предстоит проверить в будущем.